ascender (ascendanter) wrote,
ascender
ascendanter

Category:

КОРРОЗИЯ КУЛЬТУРЫ

Мы проебали главную войну. За культуру.
Современные люди постепенно погружаются в дурной сон антикультуры - тонут в океане сарказма и циничной лжи, придуманных цитат, и фейковых новостей, постепенно утрачивая веру в что то настоящее, правильные ориентиры и ценности.
А значит - не смогут их воспроизвести, передать своим детям. И это - порочный круг.
Самое страшное - управляемая мыльная культура, которая объяснит и научит, почему очередная война в заливе - нужна ради мира во всем мире и для защиты меньшинств. И миллионы хомячков с пеной у рта уже готовы ее защищать.
Мы уже не воспитаем новое поколение деятелей культуры, творцов, мыслителей, в т.ч. кадры для органов госбезопасности - которые способны верить в настоящее.
Наше будущее - вульгарный сарказм и глумление над человечеством. Деконструкция смыслов, и культура клоунады, тотального потребления, и возведения в абсолют индивидуальности, нелепо совмещаемой с розовыми соплями про "мир во всем мире", и культом всевозможных меньшинств; инфантильной самоактуализации и самоэкспрессии любой ценой - культура дегенератов, жадных до внимания, и фоловеров в инсте, жрущих мыльное варево в нетфликсе, и добровольно готовых открыть свою душу врагу.

Это и есть последние времена, когда манипуляция информацией позволяет управлять реальностью: цветные революции, существующие только в "двух оцепленных кварталах", а кроме этого - в стримах и умах людей; гей парады, где вульгарные выродки трясут гениталиями, но привыкай, терпи - это должно быть нормой, иначе ты нетолерантен (а это уже почти "инвалиден")

Новый концлагерь оказался не Аушвицем а психушкой по дизайну - его стены обиты войлоком, и пациентам ежедневно крутят телевизор. Но эти стены вполне реальны - только подходишь к главным смыслам - тот час прибегает санитар с транквилизатором.

Лягушка медленно варится в дивном новом мире, но вот превышен порог толерантности - и снова судорожно пытаешься вырваться: Откуда это все? Что не так с людьми вокруг? С их ценностями?
Где же всходы того светлого доброго и вечного, что мы сеяли...? Почему всё вокруг - со вкусом пластика?

Мы прощелкали самую страшную и разрушительную войну - войну идей.
У новых поколений - на самых верхних "идеологических" уровнях - уже извратились и разрушились главные опорные ценности...

Например, культура.
Я был воспитан на хороших и правильных "красных" идеях позднего СССР.
Какой бы духовно бедной ни была эта страна, она подарила нам мощнейшую культуру.
И с ней - кое что еще очень важное, сущностно-уникальное, трудновыразимое.
То, что могло сформироваться/родиться ТОЛЬКО на закате СССР - когда уже была отн. свобода для творчества, но еще не было засилия рынка. И творцов все еще кормил госплан, но уже не ебали в мозг литсоветы.
То, что могло вызреть только в этой культуре, в этом обществе - и нигде больше.
То, что не купишь за деньги, т.к вся мировая история, все миллионы лет эволюции - родили только этот небольшой отрезок времени, где мы смогли найти это качество. Настоящее.
Нашли, чтобы потом надолго забыть. Почти потеряли...

Культура - ведь, не только Достоевский.
Но и советский арт до-перестроечной эпохи.

Помню в 90-е мы много рефлексировали, сравнивая западную культуру и отечественную. Те же детские мультфильмы, ценности заложенные в них и т.д, блокбастеры и "старую" фантастику, научнно-познавательные журналы (ЮТ, НиЖ) СССР

Не хотелось бы все сводить к банальному противопоставлению. Настоящее искусство, разумеется, есть везде.
Проблема совсем в другом - в экономической (не)свободе.

Современная культура - заложница рынка. Культурой управляет потребитель.
Именно он держит руку на пульте / на горле у творцов, гхм, производителей контента.
Реклама и маркетинг - преувеличены, они не способны "управлять" потребителем. Они - лишь продвинутая афиша, грубо говоря доступ к массовому рынку, первым 10-20 позициям в афише.
Но именно конечный покупатель - своим долларом и "голосует" за контент.

Вместо того, чтобы поднимать потребителя на свой уровень, вести, назидать - культура становится придаточной, развлекательной. И как проститутка подстраиваться под вкусы клиента.

Искусство и культура - превращаются в товар на полке супермаркета. Вкусненько - беру, горько - не беру.
Культура перестает вести, нести просвещение.
И превращается в бизнес. Искусством рулят продюссеры, люди, профессия которых - увеличивать капитал.
Чтобы угодить привередливому потребителю - культуру ставят раком, покорно как шлюху, одевают латекс, и начиняют сладкой мармеладкой. Везде добавляют блядских няшных котиков - потому что фокус группы так решили. Потому что надо "отбить бюджет".

И это - путь в никуда.

Потребитель с кнопкой на пульте - может в любой момент переключить канал.
Поэтому мы привлечем блядских нейромаркетологов - и напихаем в наш сериальчик блядских психо-кнопок - побольше драмы, мыла, высосанных из хуя напряжений, больше твиста и теншнов.
Вопреки месседжу, смыслу истории, просто здравому смыслу - но надо, сука, запрограммировать этого блядского потребителя, надавить на эмоции, зазомбировать - чтобы он сука не трогал эту ебучую кнопку на пульте!

Таким образом мы не просто потакаем его вкусам (часто, дурным), а затормаживаем уровень его развития в духовном смысле. Культура уже не ведет за собой, а прогибается, "не соизволишь ли духовно подрасти, хозяин?"
А хозяин-нехочуха швыряет в нее подставку из под рахат лукума.
Такая культура-рабыня - никогда не будет уважаемой. Она не способна повести за собой массу.

Все чему мы учим потребителя - это помыкать блядскими актерами, которые в клоунских костюмах пляшут лезгинку, стоя раком. Еще фееричнее, еще смелее.
Препод физики теперь должен выдать шоу. Расскажи про квантовую запутанность стоя на голове. Больше лайков, трафа.
Тем самым мы запечатляем потребителя - на его текущем уровне развития. Инфантилизируем его.

Образование, кстати, тоже превращается товар.
Совершенно немыслимая ситуация - ребенок помыкает родителями.
Ребенок, могущий поставить маму на мьют?
"Переключить" маму на другую, которая кормит только конфетами.

Ребенок не имеет правильной адекватной системы ценностей, поэтому родители его именно воспитывают. Разными методами. Но воспитывают. А не развлекают.
Ребенок не способен самостоятельно сделать адекватный выбор.
Сладкое - не всегда на пользу, горькая пилюля - не всегда во вред.

А ведь горькой пилюлю никто не купит. Давайте подсластим.
Это допустимо с таблеткой, но совершенно не допустимо с искусством.
Нельзя "подсластить" кинотрагедию. Нельзя добавить гэг, когда зритель должен реветь, сопереживая герою.

Нельзя делать серьезное кино на деньги продюссера. Продюссер - сутенер. Ему нужны шлюхи. Управляемые, красивые - которых он нарядит в латекс и дорого продаст.

Культура на рынке - как на панели, всегда обречена быть либо эпатажем и авангардом, либо - попсовой мармеладкой.

Нужен госфильмофонд.
И адекватный подход, где не любимчикам давать будут, а тем, кто умеет.
А значит нужны капиталы в государственных, безкомпромисных, руках.
Которые с головой. В которую не насрут эрзац-рыночными ценностями...
А откуда они возьмутся? Если их не воспитают в рамках той же культуры, которую мы почти не сохранили...

Это как загрузочный код операционной системы - нужно сделать его самосохраняемым.
Иначе туда пролезет вирус и останется "резидентным".
Но как гарантировать целостность этой святая святых?

···

Я ни в коем случае не топлю за совок.

Свободная культура "запада" подарила миру немало шедевров.
Особенно в жанрах свободного нишевого творчества - например рок музыки, пинк флойд, лед зеппелин, шведский melodic death metal - были бы невозможны в СССР.

Разумеется, совок с его цензурой, худсоветами и литсоветами - худший кошмар для творческого человека. Но речь совсем не об этом.

Просто эти жанры - не выживают на рынке.

---

СССР был основан на идеологии, которая зафейлилась
Коммунизм был попыткой выдать желаемое за действительное.
Ленин всех наебал, пообещал построить охуенно справедливое общество - и все зажглись.
Но на практике попытка выродилась в грабеж, трудовые лагеря, наебалово, кумовство и отношения начальник/дурак.
Обещали землю и заводы - а дали хуй, ограбили продразверсткой, загнали в трудовые концлагеря названные "колхозы".
Никогда оно ни было "наше, общее". Было либо директорское (негласно), либо ничейное.

Коммунизм громко сел в лужу. Идея оказалась нежизнеспособной.
Госбезопасность пыталась сохранить режим, как умела - силой: лагеря и психушки для "несогласных", замалчивание, цензура.
Люди боялись КГБ, но проблема была не в органах защиты государства.
Грубо говоря, на госбезпасность спихнули функцию более высшей системы - идеологической. Заставили держать трещавшую по швам страну силой.
А ведь именно идеологи и должны были найти новую работающую модель государства.
Но таких не нашлось...? Идеологию нельзя создать по приказу. Взять под козырек и заебашить новых лидеров. Это деликатный тонкий процесс - воспитание личности, как воспитание ребенка. Но это тоже нужно делать. Само - не вырастет, или вырастет неправильно...

Давайте, тогда, расширим понятие госбезопасности.
Идейность, пассионарность - важнейшие качества для людей, создающих смыслы в государстве.
Если госбезопасность это имунная и нервная система в организме страны, то идеология - это его воспитание, культура. Содержание той головы, которую охраняют. От решений головы зависит то, куда пойдет тело.

Правильное вИдение - создает основные опорные смыслы. Закладывает идеологию и на каждом уровне транслирует ее в общество.
Подходы к управлению, и основные ценности, модель работы системы (грубо говоря, капитализм / коммунизм)
Значит, надо культивировать и беречь людей пассионарных, создающих смыслы в государстве, способных к целостному видению структуры управления, способных создавать и находить правильные смыслы.
Все смыслы - от Бога, а значит именно у Бога есть задумка о той или иной стране и народе... и Бог транслирует их через пассионариев.

Если госмахина дает сбой - это видят все, замолчать невозможно. Умирает вера в систему.
Любая попытка задавить/замолчать - создает несогласие, протест, борьбу силовиков-консерваторов, и рэволюционеров "за правду"

Тоталитарность - это реакция "терпил" против "расшатывателей". Но правы и те и другие.
Тот, кто понимает страшную плату за анархию - пытается силой сохранить старый режим. Потерпим но в мире. Реформаторы негодуют "так ведь ложь!".

Здесь самым логичным решением - являлся бы выход на мета-уровень: идеологии. Если там пусто - то еще выше: к духовности и Богу...

---

Но это офтопик.
Так вот, какими бы ни были проблемы советской системы, мы все же кое чего достигли.

Речь идет о тонком и неуловимом качестве.
Той внутренней грани, той черте, той моральной установке - когда мы знаем, что вот это - на продажу. А вот это - уже нет.
Есть вещи, которые - за бабло. А есть нечто - что не продается.

Речь именно про культуру.
Про то, что есть ценности - которые святые.
Про то, что нельзя одновременно делать кино - и серьезным и с юморком.
Нельзя сделать и нашим и вашим. Чтобы, и приятный ванильно-пластмассовый вкус, и натуральное с грядки...

Творец должен только одно обществу - не быть блядью. Твори настоящее.
Без оглядки на фокус группы, рейтинги.

Проблема чисто практическая.
Такие формы искусства сейчас не выживают. Есть что сказать, только вот слушатель не заплатит. Даже если ему было бы полезно.
Поэтому такие формы искусства никогда не станут массовыми.
Потому что массы за них не заплатят.
Да есть небольшие частные бюджеты, и есть авангард. Но где он?
Детки растут на марвелах и диси.. А ведь там помои и компот из смыслов
Варево, между прочим, имеющее четкое направление.
Если марвел это мармеладка, то диси это уже открытое потакание темным фибрам души. Не попытка научить душу перейти на более высокий духовный уровень, а именно поиск и потакание темных кнопок души. Той ее части, которая сформировалась эволюционно, и полна сомнительных эволюционных программ.

Творец вообще не должен быть озабочен поиском денег на свое искусство.
Проблема в том, что соприкасаясь со свободным рынком, и с продюссерами, он невольно пере-ориентируется на прагматику.

По сути вопроса два
1) за какие деньги делать? за что жить творцу?
2) как это донести массам, которые не выбирают это сами добровольно?

Чтобы не проебать культуру, нужно ее охранять. Растить и лелеять.
Ведь это то, что будет жить в наших детях.
Это люди которые будут управлять страной в будущем.
И то, во что они верят - определит их политику. Их будущее
Будущее вашего же генофонда - выживут ли ваши правнуки. Откроют ли ворота противнику. Сдадут ли оборону.
Может быть они уже верят что и противника то никакого и нет?

С одной стороны, нужна жесткая структура.
С другой - достаточно комфортная свободная территория для творцов.
Только правильных творцов, наших.
Потому что творцы они такие, души коррумпируются.
А что если там уже давно вирус? Чужеродная идеология?
Внешне яблочко красное и спелое - а там уже поселился червяк...

https://www.youtube.com/watch?v=SywOD3WH_ck
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments